Главная / Айкидо

Айкидо

Основатель Айкидо Морихэй Уесиба родился 14 декабря 1883 года в деревне Ямура (сейчас город Танабэ) префектуры Вакаяма сыном в семье своего отца Ёроку Уэсиба. Говорят, что Ёроку, отец Морихэя, когда его жена Юки была беременна, часто видел вещие сны, поэтому после рождения Морихэя всем вокруг говорил: «Этот ребенок – дитя, посланное богом в Храм Юя». И сам Основатель впоследствии тоже говорил: «Я – посланное богом дитя Юя».

В 1902 году Морихэй переехал в Токио, чтобы заняться предпринимательской деятельностью. Он жил и работал в магазине у родственников, а через некоторое время в токийском районе Курамаэ учредил фирму «Торговая компания Уэсиба», начав заниматься закупкой и продажей канцелярских и учебных принадлежностей.

На следующий год он заболел и вернулся на родину в деревню. Здесь он посещал тренировочный зал Мастера Тодзава Токусабуро, где изучал основы школы «тэнсин синъёрю». Основатель говорил, что ходил в этот зал не более 1-2 месяцев, но эти первые сильные впечатления от занятий боевым искусством, похоже остались в его душе навсегда.

В 1903 году, после выздоровления, Морихэй поступил на военную службу в 37-й полк четвертой дивизии г. Осака. По своему физическому развитию он значительно превосходил товарищей по службе. Выходные дни и другое свободное время он проводил, посещая синтоистские храмы или тренировочные залы известных мастеров воинских искусств. Морихэй стал членом школы Мастера Накаи Масакацу. Накаи старался изучать и наследовать старинные японские боевые искусства, в особенности «дзюдзюцу» стиля «ягюрю» и «кэндзюцу стиля кёнсинмэйтирю». Для этого в г. Сакаи он открыл тренировочный зал, в котором и обучал этим видам боевого искусства. Организованный им тренировочный зал пользовался большой известностью, как место обучения реальным практическим навыкам.

Здесь Морихэй оттачивал всесторонние навыки и секреты ведения боевой схватки с использованием, прежде всего техники дзюдзюцу, а также сабли, палки, копья и других видов оружия, вплоть до участия в бою в доспехах и шлеме. Это освоение воинских искусств продолжалось и после демобилизации из армии в 1906 году, а в 1908 году пройдя тест в единоборствах с инструктором высшей категории Цубои Масаносукэ и Накаи Масакацу получил лицензию на обучение «дзюдзюцу» стиля «ягюрю».

После этого как Морихэй вернулся в родительский дом и занялся сельским хозяйством. Участвовал вместе с известным ученым-натуралистом Минаката Кумакусу в движении протеста против посвещения синтоистских храмов двум и более богам. Его отец, Ёроку, видел недовольство Основателя своей повседневной жизнью, когда ему приходилось скрывать пылавшую в его душе любовь к воинским чувствам, возможностей реализовать которую почти не было. Беспокоясь о будущем сына, он не только соорудил для него в своем доме тренировочный зал, но и пригласил приехать Такаги Киёити – мастера по Дзюдо школы Кодокан, который как раз овершал турне по стране (в то время у него был 3-й Дан, впоследствии 9-й). За короткое время Морихэй, после напряженных тренировок по Дзюдо местной молодежью, вырос до их инструктора.

В 1912 году в г. Танабэ был обнародован правительственный проект «Образование переселенческих коллективов для освоения Хоккайдо».

Здесь на Хоккайдо Основатель каждый день трудился с утра и дотемна. В феврале 1915 года он встретился с мастером по Дзюдо стиля «Дайто-рю» Такэда Согаку, а уже к марту добился того, чтобы мастер ознакомил и обучил его полному перечню секретов мастерства школы «дайто-рю-дзюдо». Но в течение этого года силы и душу Морихэй вкладывал в работу по освоению новых земель, а тренировки по освоению воинского искусства нерегулярный характер. Однако освоение воинских искусств, как способов ведения жестокой и кровавой схватки с целью непременной победы, вызывало в душе Морихэя сомнения в том, что именно так должен жить и мыслить Человек, и, вероятно, именно это будет в дальнейшем снимать завесу с Айкидо, как волшебного искусства, и представлять его, как жизненный путь становления личности.

В ноябре 1919 года Морихэй получил телеграмму о том, что его отец находится при смерти. Оставив все домашнее имущество Мастеру Согаку, он покидает деревню Сиратаки.

По пути домой он заехал в Аябэ, близ Кёто, чтобы попросить вознести молитвы за продление жизни отца. Здесь он и встретился с Онисабуро.

В 1920 году, Морихэй переселяется в Аябе. Говоря, что Онисабуро встретил Морихэя, пришедшего к нему с приветственным визитом радостной эмоциональной речью: «Твой подход к обучению воинским искусствам-будь то «дзюдзюцу» или «кэндзюцу» - таков, что прежде всего достигается духовное воспитание человека. Воплощать в жизнь такое отношение к боевым искусствам является твоим призванием, а доведение до высшей степени мастерства воинских навыков позволяет человеку жить в трех мирах, свободно перемещаясь из одного состояния в другое: в божественном мире Большого космоса, в духовном мире и реальном мире людей из плоти и крови. Школа «дайторю» хороша, но она не рассматривает боевое искусство, как дорогу людей к Богу, к пониманию своего с Ним единства. Истинное боевое искусство существует для служения любви и добру, которые отрицают применение какого-либо оружия с целью нанесения физического ущерба. Создавай свою «школу Уэсибы». Всевышний тебе помогает и пока, он тебе помогает, ты обязательно должен идти своим единственным путем».

В том же году в Аябэ открылся и начал действовать тренировочный зал Уэсибы. Это был первый шаг, сделанный Морихэем в качестве инструктора воинских искусств.

С 1922 года Морихэй, исходя из своего видения боевого искусства, которое он рассматривал как сферу действия единого целого «я и другой человек», и в котором стремятся «айки», т.е. к слиянию духовных и физических сил партнеров в обоюдных интересах» стал называть свое искусство «айки будзюцу».

В 1924 году, сопровождая Дэгути Онисабуро, ездил в Монголию, где ему довелось попасть в целый ряд смертельно опасных ситуаций, в которых он приобрел ценный практический опыт.

В 1925 году он вернулся из Монголии на родину, снова приехал в Аябэ и продолжил тренировки.

В 1927 году Основатель всей семьей приезжает в Токио. После этого центр всей деятельности Айкидо перемещается в столицу.

В 1931 году в Синдзюку был построен тренировочный зал Кобукан Додзё. В 1940 году Основатель получил лицензию на свою деятельность и статус «Финансового юридического лица Кобукай». Первым президентом этой «школы Кобукай» был Такэсита Исаму, причем к обучению допускалась ограниченная группа людей с особыми рекомендациями (военных, титулованной знати, предпринимателей и др.), а обучение обычных людей почти не осуществлялось.

Основатель прилагал все силы к тому, чтобы сделать Айкидо общедоступным.

Видя, как разгорается Вторая мировая война, Основатель оставил все дела в Токио на сына Киссёмару, переехал в городок Ивама префектуры Ибараки и построил здесь храм Айки, чтобы провести в нем остаток жизни.

С 1942 года его школу боевого искусства стали называть «Айкидо». В том же году в должность директора центрального тренировочного зала «школы Кобукай» вступил его сын Киссёмару Уэсиба. С этого момента Морихэй Уэсиба полностью переключился на разработку идейной и духовной сущности Айкидо с позиции внутреннего совершенствования.

В феврале 1948 год «школа Кобукай» была зарегистрирована как «школа Айкикай».

После войны, Киссёмару старался распространять Айкидо как можно шире. С 1954 года, набравшиеся в главном тренировочном зале Хомбу Додзё опыта ученики, возвращаясь в родные места или уезжая к месту службы, стали открывать в регионах тренировочные залы и создавать филиалы. Кроме того, Хомбу Додзё начинает направлять инструкторов в университеты страны для организации клубов Айкидо.

Примерно с 1955 стали устраиваться теоретические и практические семинары.

В 1968 году было закончено строительство нового здания главного тренировочного зала Айкидо Хомбу Додзё. При нем было учреждено учебное заведение «Школа Айкидо».

26 апреля 1969 года, когда общенациональная система Айкидо получила такое большое развитие, Основатель скончался. При жизни, в 1960 году, он был награжден медалью с пурпурной лентой, а незадолго до кончины ему за заслуги были посмертно присвоены звание постоянного члена императорского двора 5-й степени и высший орден 3-го класса.

С кончиной Основателя статус главы Айкидо 2-го поколения по наследству перешёл к Киссёмару Уэсиба – директору главного тренировочного зала Хомбу Додзё, который успешно продолжал работу по развитию системы Айкидо.